Обустройство карнизного свеса кровли

Обустройство карнизного свеса

Обустройство карнизного свеса кровли

Свес крыши – это та ее часть, которая продолжает скат и выступает за границы стен наружу. Он опирается на стропила или специальные «кобылки» - элементы, наращивающие стропила до необходимой длины. На что нужно обратить внимание, проектируя карнизный свес и обустраивая его на крыше?

Какова оптимальная длина свеса?

Длина свеса меняется в первую очередь в зависимости от выбранного архитектурного стиля. Например, дом, построенный в стиле альпийского шале, предполагает очень протяженные свесы, их длина может составлять до трети длины стропил, а обширное пространство под ними традиционно используется для организации террас и балконов. В противовес этому можно рассмотреть дома в стиле «барнхаус», где в самом радикальном варианте карнизных свесов просто нет – скаты кровли сразу же переходят в плоскости стен.

Плюсы длинных свесов:

  • Надежно защищают фасады от дождя;
  • Позволяют сократить ширину отмостки по периметру дома;
  • Дают комфортную тень.

Минусы длинных свесов:

  • Увеличивают снеговую и ветровую нагрузку на крышу;
  • Увеличивают риск образования снежных «карманов» на краях скатов;
  • Требуют больше материалов – бруса, кровельного покрытия. Особо длинные свесы нуждаются в укреплении специальными кронштейнами.
  • Ограничивают проникновение солнечного света в окна верхних этажей.

Как найти «золотую середину»?

  • Свес длиной менее 400 мм не защищает стены от воздействия осадков;
  • Свес длиной более 1000 мм требует использования дополнительных опор или серьезного усиления конструкции;
  • Оптимальная длина свеса для кирпичных, каменных, газобетонных строений, а также домов с водостойкой отделкой составляет 500-600 мм.
  • Для деревянных и каркасных домов лучше увеличить этот параметр до 600-800 мм.

Функциональное устройство свеса

Карнизный свес – сложный и ответственный узел кровли, обеспечивающий вентиляцию подкровельного пространства. Беспрепятственное движение воздуха от карниза к коньку позволяет удалить из кровельной конструкции случайную влагу, предотвращает гниение деревянных стропил и образование на крыше наледи и сосулек.

Устройство узла карнизного свесаРисунок 1. Устройство узла карнизного свеса

На рисунке 1 представлена схема устройства карнизного свеса. Эта схема неизменна для крыш с выносом стропил и без него, для утепленных и неутепленных кровель, кровель со сплошным настилом, двумя или одним вентиляционным зазором.

Основные элементы узла:

  • Капельник – это фартук свеса, защищающий фасад от стекания по нему воды. При монтаже крыши он устанавливается самым первым.
  • Карнизная планка – элемент, защищающий от воды нижнюю доску обрешётки и лобовую доску.
  • Вентиляционный элемент Клобер - применяется для обеспечения вентиляции подкровельного пространства. Способствует выравниванию первого ряда черепицы по всему скату по высоте и защищает от проникновения птиц, насекомых и попадания посторонних предметов под кровельное покрытие. Он устанавливается на карнизном свесе под первый ряд черепицы и крепится коррозионностойкими саморезами к первому ряду обрешетки.
  • Вентиляционная лента - Применяется для оформления карнизного свеса, обеспечения вентиляции и защиты от проникновения птиц и попадания посторонних предметов. Крепится саморезами к наружными торцам контробрешетки и к бруску обрешетки первого ряда.

Важно! Общая площадь входных отверстий для притока воздуха должна составлять не менее 200 кв.см на 1 п.м.

Карнизный свес и водосток

Устройство карнизного свеса усложняется необходимостью размещения на нем элементов водоотводящей системы.

При монтаже не рекомендуется располагать желоб ниже уровня вентиляционного зазора – есть риск того, что наледь, образующаяся в желобе, перекроет вход воздуха и затруднит вентиляцию подкровельного пространства.

Карнизный узел с высокорасположенным желобомРисунок 2. Карнизный узел с высокорасположенным желобом

Механическое крепление низкорасположенного желоба водосточной системы к стропилам или подшивке свеса допускается только в снеговых районах 1 и 2 в соответствии с СП 20.13330 «Нагрузки и воздействия».

Карнизный узел с низкорасположенным желобомРисунок 3. Карнизный узел с низкорасположенным желобом

Схема устройства карнизного свеса без водосточной системыРисунок 4. Схема устройства карнизного свеса без водосточной системы

Подшивка свеса

Защищенное от ветра и осадков место под свесом часто привлекает птиц и крупных насекомых. Строя там свои гнезда, они шумят, мусорят, портят пленки и другие материалы, нарушают вентиляцию. Чтобы избежать нежелательного соседства, свесы подшивают, закрывая уютные укромные уголки. Подшивка свеса также защищает стропила от воздействия воды, и – в качестве бонуса! – дает возможность встроить в нее светильники, обеспечивающие красивую подсветку фасадов.

Чем подшить?

  • Свесы можно подшить обрезной доской толщиной 1,5 – 2,0 см с зазором в 5-15 мм для вентиляции или же вагонкой. В последнем случае через каждые 1,5 м нужно установить несколько вентиляционных решеток. Подшивку можно выполнять как параллельно, так и перпендикулярно свесу кровли.
  • Фиброцементный сайдинг – тоже вполне неплохой вариант. Только в панелях нужно просверлить вентиляционные отверстия или смонтировать их с небольшим зазором. Если щели получатся слишком широкими, с внутренней стороны стоит установить металлическую или обычную противомоскитную сетку.
  • Самый современный и технологичный вариант подшивки – использование софитов, панелей, созданных специально для этой цели. Они изготавливаются из самых разных материалов – стали, алюминия, меди, пластика, дерева, и в них сразу предусмотрены отверстия для вентиляции.

Карнизный свес, как и любой ответственный кровельный узел, требует при монтаже и проектировании аккуратности и профессиональных навыков. Обращайтесь к проверенным специалистам и результат вас обязательно порадует!